Песнь о базе
Как прекрасно выглядит слалом в исполнении профи-умельца: ноги рисуют на асфальте замысловатую вязь, что сплетается и расплетается вокруг расставленных рядами конусов. Не катание, а песня, что льется на просторе.
Однако сторонний наблюдатель и не подозревает, сколько упорного труда и жарких тренировок стоит за гладким и легким исполнением элементов слаломного катания. Тем более об этом споначалу не задумываются и те, кто, привлеченные этим необычным видом роллерного спорта, намереваются начать слаломить. Многим кажется, что вот, сейчас они наденут ролики и так же лихо покатят вокруг конусов. Увы, суровая правда жизни доказывает совершенно обратное.
Во-первых, терпение и готовность упорно кататься по два-три часа кряду три или четыре раза в неделю.
Во-вторых, хорошая память, чтобы выучить наизусть три мантры начинающего слаломиста:
1. Колени должны быть согнуты! ВСЕГДА!
2. Тише едешь, дальше будешь: к освоению сложных элементов можно переходить лишь хорошо освоив простые.
3. Терпение и труд все перетрут!
Рассмотрим две первые мантры подробно, третья входит в разряд аксиом и вполне самодостаточна.
. Колени должны быть согнуты. Казалось бы, неоспоримый факт, однако многие упорно пытаются катать слалом на прямых ногах. Страшное заблуждение, ведущее к неправильной постановке техники катания, падениям и затрудняющее прогресс. Хорошо согнутые колени обеспечивают большую маневренность, позволяют ногам быстрее смещать конек в нужном направлении, дают большую плавность движениям. Степень "согнутости" коленей зависит от исполняемого элемента и от типа роликов, на которых катается слалом: на сложных - сильнее, на простых - слабее, и только некоторые ванвилы (от англ. one-wheel - катание на одном колесе) катаются на прямых ногах. Что касается роликов, то, чем жестче ботинок, тем сильнее приходится сгибать колени, чтобы компенсировать "негнучесть" конструкции.
. Прежде чем говорить "гоп", надо сначала перепрыгнуть, однако увлеченные красивыми и сложными элементами роллеры сначала "прыгают", и только потом, утыкаясь в то, что не могут успешно прогрессировать дальше, начинают понимать, что сначала таки надо было сказать сие заветное слово, т.е. освоить более простые элементы. Вот на них-то и стоит остановиться подробнее.
Но перед этим обговорим один важный момент: ведущая нога. У каждого человека своя ведущая нога: у кого-то левая, у кого-то правая, в этом нет ничего страшного и это всего лишь означает, что кому-то будет удобнее делать все элементы с левой ноги, а кому-то справой. В идеале надо уметь делать все элементы с обеих ног: с ведущей (удобной), и с другой ноги (неудобной). Выполнение какого-либо элемента с неудобной ноги называется свитчем (от англ. switch - переключение), например монолайн с неудобной ноги будет называться свитч-монолайном.
База или базовые элементы — это самые простые упражнения, помогающие выработать правильную постановку ног и тела при катании на слаломной дорожке, развить необходимые начальные навыки движения и управления роликами. Хорошо откатанная база - это залог стабильности в катании и быстрого прогресса в будущем. К базе относятся следующие элементы:
или змейка (parallel) — два конька, находящиеся параллельно друг другу, одновременно объезжают конусы.
Как делать правильно:
• стойка: колени согнуты, тело слегка наклонено вперед, ноги стоят параллельно, больший упор в пятки
• движение: обе ноги отталкиваются одновременно влево или вправо, при этом внешняя нога отталкивается сильнее, а внутренняя направляет движение
Типичные ошибки:
• прямые колени
(monoline) - один конек следует за другим, образуя линию
Как делать правильно: • стойка: колени согнуты, тело наклонено, ведущая нога выведена вперед, ролики стоят в одну линию с расстоянием в 5 - 8 см между ними, вес тела равномерно распределяется на обе ноги. В идеале коньки должны ехать "паровозиком", т.е. задний по движению конек должен в точности повторять траекторию переднего
• движение: обе ноги отталкиваются, но "задняя" опять же толкается сильнее, чем "передняя", которая еще и подруливает
Типичные ошибки:
• прямые колени
• не до конца выставленные в линию ноги
• рассинхронизированное движение коньков друг за другом (вместо "паровозика" - расцепившиеся "вагончики")
• отрыв задних колес при движении спиной вперед
или крисс-кросс (criss-cross) — ноги скрещиваются на одном конусе, расходятся на следующем и снова сходятся
Как делать правильно:
• стойка: колени согнуты, тело наклонено вперед, вес равномерно распределен по обеим ногам.
Типичные ошибки: • прямые колени
• одна из ног выполняет скрещивающееся движение сильнее чем вторая. Ноги должны скрещиваться равномерно!!!
• отрыв задних колес при движении спиной вперед
Монолайн, восьмерку и змейку необходимо уметь делать с обеих ног, удобной и неудобной, а также - спиной вперед. При катании спиной вперед особенно важна правильная постановка тела:
• колени согнуты
• плечи максимально развернуты, чтобы облегчить обзор
• смотреть надо через плечо, на следующие конусы, а не выглядывать из-под подмышки,высматривая что-то у себя под ногами. Фактически получается "египетская" картинка, только голова развернута назад
• больший упор идет в передние два колеса на раме, в то время как при движении лицом вперед больше "задавливаются" два задних колеса. Однако и там, и там "передавливать" колеса нельзя — это может привести к падению.
Начиная тренировки, следует особо следить за скоростью катания: сначала надо не разгоняться сильно, а начинать упражнение от первого конуса, постепенно увеличивая дистанцию и скорость разгона. Частая ошибка — набор слишком большой скорости и неумение с ней справиться. Скорость и гладкость катания придут только со временем и накатом, а пока надо следить за правильностью исполнения.
Попутно с освоением самых простых элементов необходимо тренировать и чуть более сложные:
(one foot forward / one foot backward), т.е. езда по фишкам на одной ноге вперед и назад
Как делать правильно:
• стойка: опорная нога слегка согнута, вторая ("лишняя" ;)) убрана назад и чуть за спину, тело слегка наклонено вперед
• движение: ванфуты проще всего делать с разгона, однако обязательно надо научиться разгоняться на одной ноге с места. При движении вперед отталкиваться приходится пяткой опорной ноги, при движении назад - мыском.
Типичные ошибки:
• прямая опорная нога
• вынос "лишней" ноги вперед
• слишком сильный наклон тела
• плохо развернутые плечи при движении спиной вперед
(forward / backward heel-toe) — один из самых простых и эффектных трюков, хорошо развивающих вестибулярный аппарат, т.е. равновесие. Сначала необходимо научиться делать его просто по прямой, а уж потом переходить на фишки.
Как делать правильно:
• стойка: передняя, ведущая, нога ставится на пятку, а вторая — на мысок
• колеса должны находится на одной линии, примерно на расстоянии 50 - 60 см друг от друга
• вес тела распределен равномерно между ногами
• колени должны быть вместе, т.е. находится на одной линии слева - направо.
Типичные ошибки: • "падает" передняя нога — недостаточно сильно поднят носок на себя
• "падает" задняя нога — недостаточно сильно вытянут носок от себя
• вес тела перенесен на одну ногу
• колени находятся слишком далеко друг от друга
·
(sidesurf) - элемент, требующий хотя бы минимальной растяжки. Иногда не получается совсем в силу физических особенностей роллера.
Как делать правильно:
• стойка: пятки вместе, носки врозь, ролики стоят в одну линию
• надо разворачивать не только носки и пятки, но и колени, которые должны смотреть в противоположные стороны
• колени полусогнуты
• попа подобрана под себя
• спина прямая
• вес распределен равномерно на обе ноги
• центр тяжести располагается посередине
• как и на монолайне, ролики должны ехать "паровозиком" по одной колее — передняя по движению нога больше рулит, а задняя больше отталкивается
Типичные ошибки:
• "откляченная" попа, когда кажется, что человек сидит на стуле
• слишком сильный наклон тела вперед
• отрыв передней ноги вследствие перенесения веса на заднюю ногу
Таковы основные базовые элементы, необходимые для первоначальных тренировок. Прежде чем переходить к следующему этапу, надо уметь катать базу легко и стабильно с обеих ног. Стабильно — значит, гладко и чисто, т.е. фактически 10 раз из 10, на хорошей скорости и не сбивая стаканов. Помните, что хорошо накатанная база — это залог дальнейшего прогресса и успеха. Удачных тренировок!
|